Танец Ангела

ТАНЕЦ АНГЕЛА                  

Может ли танец сделать «карьеру»? Да! Причём порой настолько успешную, что ему хочется позавидовать. Танцы нередко рождаются в среде, далёкой от аристократических представлений о прекрасном —  будь то залитый солнцем луг, где развлекаются крестьяне, или пропитанная дымом табака городская таверна. Но постепенно всевозможные менуэты и гавоты обуздывают свои мелодии, меняют деревянные башмаки на шёлковые туфли и «переезжают» во дворцы, где их исполняют не только родовитые дворяне, но и сами короли.

Такова судьба большинства известных танцев. Ещё в XVI веке композиторы придумали объединять их в небольшие циклы, названные словом «сюита» (что в переводе с французского означает «чередование, последовательность»). К XVIII веку этот жанр достиг совершенства и к нему любил обращаться даже великий Бах.

В XX веке композиторы возродили барочную танцевальную сюиту, придав ей новый облик: Равель «скрестил» её с романтическим пианизмом, Шёнберг — с авангардными музыкальными изысками, а знаменитый джазовый пианист и композитор Клод Боллинг «сплавил» припудренную причудливость барокко с остротой африканских гармоний и ритмов. Первым образцом этого необычного опыта стала Сюита для флейты и джазового трио, а за ней последовали «младшие сёстры», где место флейты занимали скрипка, труба, гитара и, наконец, виолончель: «Сюита для виолончели и джазового трио» Боллинга, посвящённая известному виолончелисту Йо-Йо-Ма, составит программу первого отделения концерта.

Участь, схожая с историями старинных танцев, ждала и сравнительно молодое танго: моряки,  покупавшие любовь в аргентинских портах конца XIX века, вряд ли догадывались о том, что спустя несколько десятилетий звучащая фоном для их отдыха музыка завоюет сердца миллионов людей и будет исполнена в самых «приличных» концертных залах мира.

Наиболее удачно «освятил» этот танец талантом аргентинский композитор Астор Пьяццолла. Своим популярнейшим Libertango (1974) он провозгласил свободу жанра от прежних форм и возвел его на недосягаемую высоту, парадоксально облагородив пламенную страсть.

Вторая часть программы концерта полностью отдана музыке Пьяццоллы, и центральный номер здесь — «Большое танго» для виолончели и фортепиано, посвящённое Мстиславу Ростроповичу. Подобно Боллингу, Пьяццолла не может пройти мимо барочных форм: Фугата и Концерт для квинтета станут тому самым убедительным подтверждением.

«Милонга ангела», где танец, родственный танго, возвышается до божественной чистоты, вместе с молитвой «Ave Maria» покажут нам совсем другого Пьяццоллу, глубоко сосредоточенного на диалоге с вечностью. Огонь любви здесь соседствует с настроением, отрешённым от всего земного.

Произведения Боллинга и Пьяццоллы станут лучшими иллюстрациями того, что не существует искусства «низкого» или «высокого». Искренность в нём важнее. Точно так же и молитва может проникнуть в сердца, если она от всей души произнесена даже самым безнадёжным грешником из трущоб — ведь ангелы ближе к людям, чем нам кажется…

Исполнители:

Рустам Комачков (виолончель)

Юлия Покровская (скрипка)

Дарья Попрас (контрабас)

Виталий Егоров (фортепиано)

Алексей Соколов (аккордеон)

Владислав Осипов (ударные)

ПРОГРАММА 

1 отделение

Клод Боллинг

Сюита для виолончели и джазового трио

2 отделение

Астор Пьяццолла

Либертанго для скрипки, виолончели, аккордеона, контрабаса и фортепиано

Милонга дель ангел для скрипки, виолончели, аккордеона, контрабаса и фортепиано

Фугата для  скрипки, виолончели, аккордеона, контрабаса и фортепиано

Гранд танго для виолончели и фортепиано (поcвящается М.Ростроповичу)

Концерт для квинтета для  скрипки, виолончели, аккордеона, контрабаса и фортепиано

Comments are closed.