Музыкально-поэтический перформанс актрисы Ирины Гринёвой «Александрийские песни».
Задумывались ли вы о том, где живут мечты, где рождаются чувства, где музыка и поэзия объединяются в страстном порыве, чтобы выразить любовь к прекрасной даме? Мы готовы приоткрыть для вас двери в это загадочное место — называется оно… «Александрия».
В нашем случае речь идёт о трёх «Александриях». Первая — художественный образ, где царствуют красота и любовь. Это идеальный город-мечта, который можно почувствовать, но нельзя «потрогать». Вторая — реальная Александрия, тянущая за собой шлейф невообразимо длинной истории. Один из центров Древнего мира, давший название целому направлению эллинистической поэзии. И, наконец — город, волею случая ставший домом для русских людей, потерявших родину после революции. Город-символ утраченной России, навсегда растворившейся в чуждом ей мире.
Идея слияния трёх эстетических пластов пронизывает музыкально-поэтический перформанс «Александрийские песни», который представляет зрителям актриса Электротеатра Станиславский Ирина Гринёва. Название заимствовано из одноимённого сборника стихов Михаила Кузмина. Поэт не только выразил в нём впечатления от путешествия по Египту, но и продемонстрировал прекрасное владение древнегреческим стихотворным метром: подражая эллинам, он сам породил волну эпигонства среди литераторов Серебряного века.
Кузмин был ещё и композитором: все свои стихи он разрабатывал «музыкально», придавая особое значение ритмике и мелодической интонации. Именно в таком ключе, балансируя между пением и выразительной декламацией, Ирина Гринёва в спектакле оживляет великую русскую поэзию разных эпох, объединённую воспеванием близкого, но неуловимого идеала. Звучат произведения А. Пушкина, В. Маяковского, И. Бродского, З. Гиппиус и, конечно же, самого М. Кузмина.
Кроме того, зрители могут перенестись в первую половину XX века — время, когда создавались «Александрийские песни» и большинство других стихов вечера — и почувствовать себя посетителями кабаре. Именно в этих легендарных заведениях царила в те времена подлинная свобода творчества. В кабаре можно было прийти, чтобы отдохнуть, послушать актуальные стихи и колоритную музыку, забыть о надвигающихся тучах мировых войн и хотя бы ненадолго найти любовь всей своей жизни. Вторая часть спектакля посвящена этому уникальному культурному явлению — будет звучать не только поэзия, но и музыка: романсы и песни Александра Вертинского объединятся с хитами из репертуара Марлен Дитрих. Эти два гения своей эпохи близки не только схожей эстетикой творчества: они были хорошо знакомы, а в Голливуде у них случился лёгкий роман, поэтому их «соседство» на вечере далеко не случайно.
Историческую звуковую атмосферу создает акустический оркестр: музыканты, импровизируя на скрипке, фортепиано и ударных, помогут эмоционально раскрыть и наполнить новыми смыслами образы, заложенные в стихах и песнях. Обрамляет композицию медленная часть Фортепианного Трио Шуберта №2: здесь «прямолинейная» маршевая поступь удивительным образом сочетается с «текучей» мелодией, подобно тому, как в спектакле тонкая Лирика поэтов сталкивается с беспощадным ходом Времени.