Что объединяет Моцарта, Бетховена, Пярта, Гайдна, Рахманинова, Десятникова, Шостаковича, Малера и Шнитке? Кроме их профессии, конечно? Музыка абсолютно всех когда-либо живших композиторов переплетена невидимыми нитями, а идея концерта заключается в том, чтобы приоткрыть над ними завесу тайны и показать, как один музыкальный стиль отражается в другом и то, как композиторы «общаются» друг с другом через века с помощью своих сочинений.
Соната Вольфганга Амадея Моцарта для скрипки и фортепиано ми-минор (№21,К. 304) была написана во время второго путешествия композитора в Париж (1778). Поездка принесла ему мало радости и много горя, сказавшегося на общем настроении сонаты: помимо того, что не оправдались ожидания от концертов, умерла сопровождавшая его мать. Любопытно отметить, что эмоции венского классика выражены с помощью барочного французского менуэта (2 часть). Подобно тому, как старинный танец «отражается» в этой сонате, музыка Моцарта, в свою очередь, предстаёт в новом облике в произведении нашего современника, Арво Пярта. В своём Моцарт-адажио, написанном в память о скрипаче Олеге Кагане, Пярт ведёт «диалог» с медленной частью одной из фортепианных сонат Моцарта (К. 280). А в другом сочинении, «Зеркало в зеркале», Пярт воскрешает образы «Лунной» сонаты Бетховена, объединяя арпеджио, воплощающее всепрощение, с мелодией, символизирующей человеческую жизнь. Медитативные «переливы» аккордовых звуков напоминают игру колокольчиков, поэтому технику свою композитор назвал «тинтиннабули».
В Первой виолончельной сонате Альфреда Шнитке (op. 129), посвящённой Наталии Гутман, можно расслышать строгий стиль старых мастеров полифонии, а во Втором фортепианном трио Дмитрия Шостаковича (соч. 67, «Памяти Соллертинского») — еврейские мелодии, появившиеся вследствие увлечения композитора музыкой великого австрийского еврея, Густава Малера.
Важную часть программы составляют произведения одного из самых исполняемых композиторов современности, заслуженного деятеля искусств РФ Леонида Десятникова.
Его музыка звучит по всему миру, от Москвы до Нью-Йорка, и охватывает огромное количество жанров, от камерных до театральных. За работу над балетом «Утраченные иллюзии» в Большом театре (балетмейстер — Алексей Ратманский) композитор удостоен премии «Золотая маска»
В программе «Отражение» слушатели познакомились и с его «Вариациями на обретение жилища». Композитор, отталкиваясь от финала «Прощальной симфонии» Гайдна, рассказал о получении своей первой долгожданной квартиры в Ленинграде.
Отношения Гайдна со своим «хозяином» зарифмовались в сознании Десятникова с его собственным опытом взаимодействия с властными структурами. Прозвучат также «Элегия» и «Смерть Авессалома и Танго». Последние две пьесы происходят из сюиты «Эскизы к закату», а она в свою очередь была создана на основе музыки к фильму А. Зельдовича «Закат» по одноимённой пьесе И. Бабеля. Здесь со свойственным Десятникову «дуализмом» скорбного и гротескного взаимодействуют друг с другом аллюзии на музыку Малера, Рахманинова, Пярта.
Эту любопытную программу создали уникальные музыканты, ярко проявляющие себя и в классико-романтическом репертуаре, и в современной академической музыке, специально для них написанной ведущими композиторами наших дней.
Святослав Мороз — известный скрипач из легендарной музыкальной династии, художественный руководитель ансамбля «Гутман трио» и фестиваля «Посвящение Олегу Кагану». Скрипача можно услышать и на других фестивалях, например, в «Сумасшедших днях в Нанте», «Декабрьские вечера» Рихтера, а также на главных концертных площадках мира, среди которых Большой зал московской консерватории, нью-йоркский Линкольн-центр, Берлинская филармония, женевский Виктория-холл, венецианский театр «Ла Фениче». Музыкант играет на уникальной скрипке мастера Алессандро Гальяно, доставшейся ему от прадеда Анисима Берлина.
Рустам Комачков — признан одним из самых одаренных виолончелистов своего поколения, лауреат международных конкурсов, участник «Гутман трио», регулярно выступающий сольно и в ансамблях, на престижных музыкальных фестивалях: «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Посвящение Олегу Кагану», «Московская осень» и многих других. Обширная гастрольная география артиста включает в себя лучшие концертные залы России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Музыкант исполнитель сочинений многих композиторов-современников, активно сотрудничает с Леонидом Десятниковым, выступая на его авторских вечерах по миру. Музыкант имеет в своей дискографии 9 альбомов, выпущенных ведущими звукозаписывающими
компаниями («Мелодия», Classical Records, Bohemia Music и др.)
Алексей Гориболь — заслуженный артист России – не только известный пианист, но ещё и автор цикла музыкально-просветительских программ «Послушайте!» в Ельцин центре (Екатеринбург) и телепередач о классической музыке «Ночь. Звук. Гориболь» (Пятый канал). Помимо выступлений в таких залах, как Консертгебау (Амстердам), Гевандхаус (Лейпциг), Кеннеди-центр (Вашингтон), музыкант выступает инициатором и руководителем многочисленных фестивалей: «В сторону Выборга», Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе, Фестиваля Искусств в Костомукше.