Камерный дуэт Рустама Комачкова и Алексея Гориболя

20 апреля в 19:00, КЗ Зарядье

Рустам Комачков (виолончель)

Алексей Гориболь (фортепиано)

Программа

1 отделение

Дебюссии

Соната для виолончели и фортепиано ре минор

Бриттен

Соната для виолончели и фортепиано до мажор

2 отделение

Десятников

«Вариации на обретение жилища» для виолончели и фортепиано

Шнитке

Соната для виолончели и фортепиано №1, ор. 129

Эта концертная программа великолепного камерного дуэта – Рустам Комачков (виолончель), Алексей Гориболь (фортепиано) – может быть названа и уникальным «каталогом» развития виолончельной музыки в ХХ веке, и увлекательным путешествием для слушателей в мир художественных перекличек, параллелей, посвящений.

В начале ХХ века композиторы все чаще обращаются к прошлому, как источнику музыкальных идей, а порой, как почве для обретения устойчивости в турбулентном, стремительно меняющемся мире.

Сонату для виолончели и фортепиано Клод Дебюссии написал в последние нелегкие годы своей жизни (1915). Она была первой в ряду задуманных композитором шести сонат в старинном стиле для различных инструментов. Тяжело больной, угнетенный событиями Первой мировойвойны, композитор обращается к творчеству французских клавесинистов – Жана-Филиппа Рамо, Франсуа Куперена – которые, по словам Дебюсси, «обладали секретом того глубокого изящества, тех эмоций без эпилепсии, от которых мы отрекаемся, как неблагодарные дети». Первоначально он предпослал сонате заголовок, отсылающий к образности итальянской комедии масок – «Пьеро, поссорившийся с луной», но в последствии отказался от программного заглавия.

В виолончельной партии композитор предоставляет исполнителю возможность «показать себя»: кантилена и пассажи, игра за подставкой и на грифе, быстрые переходы между пиццикато и игрой смычком, скачки. В звучании виолончели можно «услышать» и арфу, и гитару, и даже духовые и ударные инструменты.

Сочинения Леонида Десятникова часто имеют прототипы, объекты «оммажа» или источники музыкальных цитат. Ироничный композитор на вопрос «Вам нравится использовать цитаты?», снисходительно улыбнувшись, ответил: «Что значит «нравится»? Это жизненная необходимость»!

Повод для «Вариаций на обретение жилища» для виолончели и фортепиано абсолютно личный – получение долгожданной квартиры в Ленинграде. Тема вариаций — тема финала «Прощальной симфонии» Гайдна(целиком она звучит только в конце пьесы). Помимо Гайдна среди «гостей» на «новоселье» узнаются Малер, мужик с гармоникой, а также индусы, «подарившие западным композиторам идеи репетитивной музыки». Но все эти возникающие ассоциации не заслоняют всегда неповторимого и узнаваемого стиля Леонида Десятникова.

Гениальный виолончелист Мстислав Ростропович – это целая эпоха в развитии виолончельного искусства ХХ века. Ученик выдающихся советских музыкантов (Семена Козолупова, Виссариона Шебалина, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича) он был разносторонне одаренной личностью огромного масштаба. Он признавался, что на формирование его как музыканта огромное влияние оказали три композитора: Прокофьев, Шостакович и Бенджамин Бриттен. Ответным выражением профессионального преклонения и человеческой дружбы со стороны Б. Бриттена стала, посвященная Ростроповичу, Соната, op. 65 (1961)
для виолончели и фортепиано.

А Соната для виолончели и фортепиано А. Шнитке (No1, op. 129 (1978), которая прозвучит в концерте, посвящена Наталии Гутман  –представительнице звездного поколения советских исполнителей 60-х – 90-х годов, закончившей аспирантуру у М. Л. Ростроповича. Ее выдающимися партнерами были С. Рихтер, О. Каган, Э. Вирсаладзе, М. Аргерих, А. Любимовым, Ю. Башметом и мн. др. Наталии Гутман также посвятили свои сочинения Э. Денисов, С. Губайдуллина.

​Прикосновение к этим эпохальным виолончельным сочинениям, несущим в себе память о времени написания, выдающихся виолончелистах и композиторах ХХ века, – это огромная ответственность, которая под силу музыкантам высочайшего уровня, какими без сомнения являются Рустам Комачков и Алексей Гориболь.  

Comments are closed.