Три века исповедей мятежников

Камерная музыка всегда была верной союзницей композиторов, помогала им шлифовать музыкальный язык, формировать уникальный стиль, а также совершать и осваивать мелодические и гармонические находки, расцветавшие затем в более масштабных жанрах. Она не зря зовётся «творческой лабораторией» гениев, ведь без неё не состоялась бы ни одна музыкальная «революция», обеспечившая своим авторам славу в веках.
В то же время, именно камерным произведениям композиторы доверяли самые сокровенные мысли и чувства, не всегда уместные на большой сцене. Программа концерта «Три века исповедей мятежников» проведёт слушателей сквозь разные эпохи и познакомит с шедеврами, позволяющими заглянуть в потаённые уголки душ композиторов, ставших в своё время лидерами музыкального прогресса.

Первый герой программы — один их главных «бунтарей», великий классик, и вместе с тем — композитор, задавший вектор развития всему музыкальному романтизму: Людвиг ван Бетховен. Его цикл из 12 вариаций для фортепиано и виолончели Op. 66 воплощает волшебную атмосферу Вены конца XVIII века — города, где ни на минуту не замолкала музыка. Вариации Бетховена — не только плод смелых экспериментов по звуковому сочетанию двух инструментов, но и дань уважения старшему мастеру: они написаны на тему арии «Ein Mädchen oder Weibchen» из оперы Моцарта «Волшебная флейта», пользовавшейся в то время огромной популярностью.
Бетховен высоко ценил виолончель за благородство и аристократизм её звука. Соната для виолончели и фортепиано №3 (op. 69) стала важнейшим его произведением в данном репертуаре и образцом для других композиторов, от Мендельсона до Шостаковича. Несмотря на камерность жанра, Бетховен придал произведению небывалый симфонический размах и героический характер, а кроме того укрепил в сознании публики совершенно новые представления о сонатных «дуэтах», где инструменты не аккомпанируют друг другу, а выступают на равных правах.
И всё же, именно здесь Бетховен предстаёт перед нами с исповедью. Это было плодотворное время, когда великие шедевры появлялись из-под пера композитора один за другим и находили признание у публики, да и сам Бетховен ещё продолжал выступать как пианист. Но в те же годы начала прогрессировать глухота, обещая гению новые испытания. Возможно, именно поэтому в автографе сонаты он написал: Inter lacrymas et luctus — «между слезами и печалью».

В XIX веке ярчайшим выразителем союза жажды нового с откровенностью личного высказывания стал Роберт Шуман. Известный борец с консерватизмом, Шуман, подобно Бетховену, смело, открыто и талантливо уничтожал в своём творчестве всё, что ассоциировалось с косным эстетическим «комфортом», и напролом двигался к новым музыкальным горизонтам. «Adagio и Allegro» op. 70 — не просто «диптих», сочетающий «искреннее чувство» медленного раздела с виртуозным, «огненным» вихрем быстрой части. Эта пара удивительным образом рифмуется со сложной личностью самого Шумана, где не всегда дружно уживались две ипостаси, устало-меланхолическая и активно-взвинченная.

Дмитрия Шостаковича можно по праву считать продолжателем исповедальной линии уже в XX столетии. Он громко ворвался в мир музыки и сразу же обратил на себя внимание как отчаянный сокрушитель не только царивших художественных ориентиров, но и моральных норм: Соната для виолончели и фортепиано (соч. 40) — выразительница «ностальгии по романтизму» и «стремления к простоте» с одной стороны, но с другой — ровесница столь же гениальной, сколь и скандальной оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Конечно, вскоре ситуация в стране кардинальным образом поменялась: свобода творчества оказалась не в чести, а роль художника свелась к обслуживанию идеологии, но сам Шостакович, хоть и вынужден был пойти на компромиссы, остался не только музыкальным новатором, но и честным выразителем страданий, выпавших на его поколение.

Программу представят выдающиеся музыканты, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, постоянные участники российских и зарубежных фестивалей, имеющие безграничный репертуар: Рустам Комачков (виолончель) и Евгений Стародубцев (фортепиано).

Концерт состоится 19 ноября в Российском национальном Музее музыки (Москва, ул. Фадеева, 4).
Начало в 17:00

Comments are closed.