«Гольдберг-вариации», одно из самых необычных и загадочных произведений великого композитора.
Некоторые называют Гольдберг-вариации загадочным «союзом музыки и метафизики», управляемым незримым внутренним «интеллектом». Другие уверяют, что это «иллюстрации» к памятникам античной литературы. А иные видят в них музыкальные «пророчества», где Иоганн Себастьян предвосхитил стили великих композиторов последующих эпох, от Гайдна вплоть до Прокофьева! А что же на самом деле?
С одной стороны, Гольдберг-вариации — это «карнавал» музыкальных жанров XVIII века, где итальянские арии соседствуют с французскими увертюрами, английские и испанские танцы переплетаются с польскими, а «управляет» всем немецкая полифония. С другой — действительно, ещё и «россыпь» музыкальных символов, тайных знаков и нотных шифров, потерянные ключи к которым ищут уже несколько поколений исследователей и музыкантов.
В одной из вариаций, к примеру, легко распознать мелодическую фигуру passus duriusculus, что в переводе с латыни означает «жестковатый ход»: тяжёлый и мучительный спуск по хроматической гамме символизировал в ту эпоху скорбь, а у добропорядочного лютеранина Баха он проецировался на судьбу Иисуса Христа. Религиозная символика присутствует и в числах. Вариации (всего их 30) неслучайно сгруппированы по три штуки в однотипные «связки» (танец — виртуозная пьеса — канон): число «3», как известно, символизирует Святую Троицу. Но как рядом с этими возвышенными образами могла оказаться весёлая немецкая песенка, где поётся о парне, покидающем дом мамаши-веганши ради поисков той, кто приготовит ему мясо?
История создания цикла тоже пробуждает множество вопросов. Для кого Бах написал эти головоломные пьесы и когда? «Каноническая» версия гласит, что Бах сочинил их для юного виртуоза Иоганна Готлиба Гольдберга, чтобы тот «развлекал» по ночам страдающего бессонницей графа Кайзерлинга. Её крайне легко опровергнуть и, возможно, Иоганн Николаус Форкель, первый биограф Баха, просто выдумал эту историю. Но зачем? А может, Бах решил с помощью этого цикла завуалированно польстить самолюбию курфюрста Саксонского Фридриха Августа II и ускорить получение должности придворного композитора Саксонии и… Польши? Ведь недаром целая серия вариаций написана в духе полонезов, а ведь Фридрих Август II как раз претендовал на польскую корону!
«Гольдберг-вариации» изначально были написаны для клавесина, но популярность этого произведения породила огромное количество переложений для других инструментов. На этот раз цикл прозвучал в исполнении струнного трио, в состав которого вошли известные и талантливые музыканты.
Рустам Комачков (виолончель) — уникальный солист и участник «Гутман-трио» — регулярно выступает на престижных международных музыкальных фестивалях, плодотворно сотрудничает с современными композиторами и записывает диски в ведущих компаниях мира;
Маргарита Муртузалиева (альт) — лауреат международных конкурсов, чья сольная карьера ещё только начинается, но обещает множество достижений.
Юлия Игонина (скрипка) — уже не только лауреат первых премий, но и член жюри международных конкурсов, хорошо зарекомендовавшая себя по всему миру и как солистка, чьи выступления транслируются престижными телеканалами (включая Mezzo), и как участница «Нового русского квартета».
Проникнуть в старинные тайны и «вскрыть» коды музыки Баха помогла музыковед Юлия Москвина. Она с отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (сертификат «лучший выпускник года — 2015»), а сейчас преподаёт там же на кафедре теории музыки, участвует во всероссийских и международных научных конференциях, пишет статьи о старинной музыке для ведущих музыкальных изданий России, ведёт концерты-лекции и, кроме того, часто выступает в России и Европе как органистка и пианистка, в том числе с солистами Большого театра